Порядок действий субъекта при запросах со стороны налоговых органов

Сегодня сотрудники налоговой службы имеют широкий круг полномочий по выставлению в адрес юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей требований на предоставление информации и документов. Однако необходимо понимать, что далеко не всегда данные запросы могут быть составлены полностью в соответствии с требования законодательства – соответственно не всегда субъект обязан их исполнять в полном объеме.

Основные принципы выставления требования на представление документов

Основные положения о порядке истребования документов и информации, особенностях взаимодействия субъектов и инспекторов ФНС, а также права и обязанности сторон данных правоотношений приведены в статье 93.1 НК РФ. Прокомментируем и расшифруем отдельные положения данной статьи:

  • В рамках проведения проверки сотрудники ИФНС имеют полное право требовать у субъекта представления данных и документов. Однако тщательный анализ судебной практики позволяет совершенно точно говорить о том, что такие документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки, указанному в предписании;
  • Должностные лица ИФНС вправе требовать документы и информацию только на основании официального письменного требования, составленного в соответствии с приказом ФНС № ММ-3-06/338 от 31.05.2007. Такое требование вручается субъекту или его представителю под подпись или отправляется почтой – в таком случае датой вручения считается 6-й день с даты отправления;
  • Требование на представление информации/документов должно иметь определенные обязательные реквизиты: исчерпывающий перечень документов с указанием их индивидуализирующих признаков, временных периодов, к которым относятся данные документы, полное наименование юрлица или ФИО предпринимателя с указанием ИНН/КПП, а также ссылку на наименование проверки, для проведения которой необходимы данные документы/информация.

Обратите внимание! В данном случае важно помнить о некоторых нюансах, которые будут иметь вес в случае обжалования действий сотрудников ИФНС: налоговый орган должен иметь неоспоримые доказательства наличия информации/документов у субъекта, должна существовать реальная необходимость в анализе данных документов в рамках проверки, соотношение сроков на их представление и объема документации должны быть разумными.

  • Документы можно передавать как на бумажном носителе (в виде копий – оригиналы инспектора могут истребовать лишь для сверки, нотариального заверения при этом не требуется), так и в электронном виде с помощью телекоммуникационных каналов связи;
  • Срок представления документации: 20 дней при проверке консолидированной группы субъектов, 10 дней – при проверке иных субъектов;
  • Если срок является недостаточным для субъекта - в течение суток с момента получения требования субъект вправе заявить об этом в ИФНС: в таком случае он освобождается от ответственности;
  • В случае неисполнения выставленного требования может осуществляться принудительная выемка документов.

Что делать, если инспектор требует документы о контрагенте?

Так называемые встречные проверки (контроль субъекта посредством анализа его сделок по данным контрагентов) являются одним из наиболее популярных и прозрачных способов установить реальность сделок и подтвердить фактическое существование контрагентов. Ниже приведем несколько особенностей истребования документов по сделкам с проверяемым субъектом:

  • Требуемые документы/информация должны относиться к тематике проверки (перечень вопросов проверки отражается в предписании, копия которого должна быть выслана вместе с запросом) ;
  • Анализ судебной практики говорит о том, что запрос может быть направлен только на первичные документы, а не на документы накопления данных (книги, карточки счетов, регистры и др.) ;
  • На представление документов дается 5 рабочих дней, субъект вправе не исполнять запрос на представление уже переданных документов.

Типичные нарушения порядка требования документов/информации со стороны должностных лиц

  • Требование может выставлять только «своей» ИФНС по запросу инспекции, проводящей проверку;
  • Представление документов, не входящих в период проверки, а также передача по устным требованиям являются произвольными;
  • Принудительная выемка документов правомерна только при проведении выездной проверки, при камеральном контроле инспектора не вправе осуществлять выемку;
  • Перед составлением административных материалов инспектора ФНС должны безусловно доказать факт нарушений – только в случае бесспорности правонарушения осуществляется привлечение к ответственности;

Возникли вопросы? Пишите нам!

Спасибо!

Ваша заявка принята в обработку


В ближайшее время наши специалисты свяжутся с Вами.